Агамурат Розыев был признан и награжден в Халачском этрапе
Как известно, на финише нынешнего юбилейного года Национальный центр профсоюзов и Союз женщин Туркменистана проводит государственный конкурс под девизом «Совершенствующее умение – пример для молодежи». Данное масштабное соперничество посвящено 25-летию признания Организацией Объединенных Наций постоянного нейтрального статуса нашей независимой страны. Победителем в нашем Халачском этрапе был признан и награжден ценным подарком Агамурат Розыев.
Успех этого увлеченного человека закономерен. Ведь он родом из мест, именуемых учеными Карабекаульским историко-культурным оазисом и издавна славящихся на весь Туркменистан своими музыкантами и создателями национальных инструментов. Достаточно назвать имя знаменитого бахши Мустака Аймедова до глубокой старости не только певшего под собственный аккомпанемент, но и самого собственноручно создававшего дутары и гиджаки.
И сегодня на левобережье среднего течения Амударьи его дело продолжают многочисленные последователи. Один из них – Агамурат Розыев. Он работает учителем трудового воспитания средней школы №12 нашего Халачского этрапа, а все свободное время отдает изготовлению дутаров. Этому древнему искусству он начал учиться еще десятилетним мальчиком у своего тезки-наставника Агамурата Реджепова.
Процесс начинается с поиска нужного дерева, — делится мастер. – Больше всего подходит тутовник, пилить его надо зимой, когда ствол сырой, а, значит, более податливый. Если ствол крупный, то его вертикально распиливаю на несколько частей, пригодных для изготовления нескольких инструментов. Отобранный материал надо долго сушить в тени, иначе он потрескается и станет непригодным. Со временем заготовка приобретает благородный темно-коричневый цвет, а после обработки начинает блестеть, словно покрытая лаком. К грифу подойдет древесина фруктовых деревьев, например абрикоса. Эта тонкая и длинная часть инструмента будет состоять из 13ти ладов («перде») — такое большое количество расширяет диапазон и выразительность звучания струнного инструмента.
Следует отметить, что Агамурат Розыев использует только старые деревья – они прочнее и не деформируются со временем, немаловажно и то, что их, отживающих свой век, не так жалко валить и окружающей природе наносится не такой уж большой урон. После распиливания на требуемые части, умелец из Карабекаула приступает к выдалбливанию корпуса особым рабочим инструментом «теше», напоминающем вогнутую и насаженную на ручку стамеску. Толщина стенок для создания равномерного звучания должна быть одинаковой, поэтому дальше используются напильник и различная по степени шлифовки наждачная бумага. Крышку будущего дутара, на которую при игре падает наибольшая нагрузка, мастер обжигает для усиления прочности в раскаленном тамдыре.
Разумеется, технический прогресс вторгся и в такое старинное искусство, как изготовление дутаров. Если раньше натягивались шелковые струны, то сегодня их заменили более прочные металлические. На верхнем конце грифа мастер устанавливает два бронзовых ушка («гулак»). Подкручивая их, музыкант добьется необходимой натяжки струн, причем обычно нижняя натягивается сильнее. И здесь надо обязательно добавить, что Агамурат Розыев сам хорошо играет на дутаре, иначе не смог бы, как он выразился «понимать» инструмент и определять качество его звучания.
Мастер гордится тем, что под аккомпанемент созданных им дутаров поют дестаны народный бахши Туркменистана Гурбандурды Овезова и другие известные лебапские исполнители, учащиеся отделения народных музыкальных инструментов велаятской специальной школы искусств.
Остается добавить, что Агамурат Розыев щедро делится своими знаниями и навыками на велаятских курсах повышения квалификации учителей труда, куда его регулярно приглашают в Туркменабат. Подрастает ему способный помощник и хорошая смена в лице десятилетнего сына с символическим именем Комекмурат. Отец уже сегодня доверяет мальчику изготавливать отдельные детали будущих дутаров…