ЛЮДИ ИСКУССТВА

Мастер музыкального пейзажа: к 180-летию композитора Николая Римского-Корсакова

      В марте 2024 года отмечается 180-лет со дня рождения великого русского композитора, блестящего педагога, дирижера, музыкально-общественного деятеля – Николая Андреевича Римского-Корсакова.

      Празднование знаменательного юбилея состоится во многих городах России в виде серии мероприятий, направленных на популяризацию творческого наследия композитора, при содействии известных музыкантов и сотрудников важнейших учреждений культуры: музеев, библиотек, филармоний, театров, концертных и выставочных залов.

     Большой и Мариинский театры в течении всего театрального сезона проведут фестиваль-приношение, где смысловой кульминацией станет грандиозный проект – обменные гастроли двух театров с премьерным показом опер композитора (под управлением выдающегося современного дирижера Валерия Гергиева), и их совместное выступление на родине юбиляра в Тихвине.    

     Творчество Римского-Корсакова (1844-1908) глубоко самобытно и национально, опирается на классические традиции, без него невозможно представить русскую классику и мировую музыкальную культуру. Среди его произведений – 15 опер («Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Золотой петушок» и другие) отличающихся многообразными жанровыми, стилистическими, драматургическими решениями; симфонические и камерно-инструментальные произведения, вокальная музыка. 

 

 

      Исключительное значение имела его педагогическая деятельность – он является основоположником петербургской композиторской школы, воспитал 200 выдающихся музыкантов, композиторов, музыковедов, дирижеров. Среди них: Глазунов, Лядов, Стравинский, Прокофьев, Спендиаров и многие другие.

     Член Балакиревского кружка, автор первых учебных программ и учебников: «Практический учебник гармонии» и «Основы оркестровки»; автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни», не потерявших актуальность в наше время, он оставил неизгладимый след в мировой музыкальной культуре.

    Сегодня крупнейшая в России Санкт-Петербургская государственная консерватория (основанная в 1862 году), с гордостью носит имя Римского-Корсакова.

     Богатейшее творческое наследие композитора является объектом научных исследований, а темы по его изучению включены в современные учебные программы по предмету «зарубежная музыкальная литература» во всех профессиональных музыкальных учреждениях российского и национальных государств. 

    Нежная лазурь морской волны, ослепительное отражение её хрустальных капель в солнечном спектре… Море спокойно и безмятежно. Но вот, недовольно ворча и недоверчиво оглядываясь, приближается гигантская масса водяных брызг, и с грохотом обрушивается на берег. Дыхание морской стихии всё ощутимее. Как много легенд и тайн хранит её опасная пучина —  отважный певец-гусляр Садко, прекрасная Царевна-Лебедь, бесстрашный Синдбад-мореход…

     Вот образы, нашедшие яркое воплощение в произведениях Римского-Корсакова и особенно искусно мастер воплотил образ моря, недаром его называли музыкальным «маринистом». Каким образом композитор достигает такого эффекта? Известно, что он обладал цветным гармоническим слухом, и некоторые тональности представлял в определённом цвете: ми — мажор – ярко-синий; ля-бемоль мажор – серо-свинцовый; фа-мажор-зеленый; соль-мажор-коричнево-золотистый.

     В опере «Садко» есть музыкальное вступление «Океан-море синее», открывающее первое действие, где симфонический оркестр исполняет тему в тональности ля-бемоль-мажор, передавая внешне спокойное, но непредсказуемое состояние моря. В волшебной опере «Сказка о царе Салтане», созданной автором по одноименной сказке Александра Пушкина и романсе «Дробится и плещет, и брызжет волна» высоко профессионально претворены композитором эпизоды, рисующие бурные вздымающиеся волны.

 

 

    Такое частое обращение композитора к теме моря не случайно, оно тесно связано с его биографией.

    В Тихом океане есть Маршалловы острова, среди них – остров Римского-Корсакова, названный в честь родного дяди композитора. Николай Петрович прошел славный путь от мичмана до вице-адмирала. Вот и юный Ника (так называли композитора родные в детстве) по семейной традиции должен был стать моряком. День 20 августа 1856 года запомнился ему навсегда, он был принят в Морской кадетский корпус. Учился с огромным желанием, был очень дисциплинирован. Среди обязательных предметов — корабельная архитектура, теоретическая механика, артиллерия, навигация.

     Но для Ники особенным увлечением стал-театр. Он не пропускал ни одной премьеры, пересказывал сокурсникам содержание оперных спектаклей, описывал декорации, напевал и наигрывал на фортепиано мелодии. Познакомившись с педагогом Канилле, он начинает брать уроки композиции.     

     В 1861 году происходит знаменательная встреча с Балакиревым- известным пианистом, музыкально-общественным деятелем, руководителем кружка «Могучая кучка». Он высоко оценил первые сочинения юноши и дал ему серьезное задание — написать симфонию.

     Вот и долгожданный выпуск из Морского корпуса, и кругосветное плавание на клипере «Алмаз» в качестве гардемарина. На всю свою жизнь  запомнилась ему первая встреча с морем. В своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» композитор описывает особое чувство упоения красотой океана, которое наступало во время ночных вахт: «Дивный темно-лазоревый днём цвет океана, сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. Сияние Млечного пути отражалось в воде, чудесная звезда Канопус и ярко горящий красный Антарес просто ослепительны!»

      Продвигалась работа над первой симфонией. Её премьера состоялась 19 декабря 1865 года в Петербурге в исполнении симфонического оркестра под управлением Балакирева. В этом сочинении, автор смело заявлял о своем своеобразном, оригинальном стиле и именно этот день он считал началом своей творческой биографии.

     Среди его произведений о странствиях – опера «Садко». Композитор сразу же нашел уникальные звуки и краски. «В подводном царстве шёл большой пир, — писал композитор в предисловии к опере, — Царь Морской выдавал свою дочь за Океан-море. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался сам, а с ним и всё его царство подводное!» Слушатели были поражены яркой картинностью, живописностью музыки. Момент падения Садко на морское дно представлялся, как настоящий — мелодия стремительно скользила по звукам необычной гаммы (симметричный лад, получивший впоследствии название «гаммы Римского-Корсакова»).

     Симфоническая сюита «Шехеразада» содержит немало таинственности и загадочности. Волнующий мир арабских сказок «Тысяча и одна ночь» (книга была прочитана им на одном дыхании), заворожил мастера, перед его глазами все время возникали и чередовались образы сурового султана Шахриара, мудрой и обольстительной Шехеразады, вечного странника – путешественника Синдбада-морехода, буйство красок и праздничное ликованье в восточном городе Багдаде.

      В течении июля 1888 года сюита была закончена (она посвящена виднейшему критику, историку Владимиру Стасову), а её создание открыло всему миру одну из ярких неповторимых страниц музыки о Востоке.

     Впечатление от этого сочинения всегда настолько ярко, что захватывает тебя целиком. Основываясь на примере своего многолетнего опыта, я, как преподаватель «музыкально-теоретических дисциплин» в специальной школе искусств, могу достоверно говорить об этом. Когда мои студенты по предмету «зарубежная музыкальная литература» изучают симфоническое творчество Римского-Корсакова и знакомятся с «Шехеразадой», с первых же звуков её музыкального прослушивания, оживленным блеском загораются их глаза и наступает полнейшая тишина в аудитории. Так, потрясающе прекрасен образ могучего моря, отображенный композитором. Музыкальные фрагменты из этого сочинения, хорошо и быстро запоминаются студентами, и, как говорят музыковеды, «легко ложатся на слух».     

      В первой части «Путешествие Синдбада-морехода» неистовые раскаты волн, бесконечной грядой сменяющих друг друга, передают живописное дыхание морской стихии в волнообразной фигурации виолончелей. Цепь восходящих секвенций воспринимается, как игра солнечных бликов и красок на поверхности воды. Все четыре части сюиты объединены символикой моря. Мастерски написан композитором финал, где программное содержание рассказывает слушателю: «корабль Синдбада разбивается о скалу».

    Апогей бушующих морских волн Римский-Корсаков изобразил в виде грандиозного звучания симфонического оркестра на фоне виртуозных пассажей струнных инструментов, и резких возгласов у труб, тромбонов. Нежные всплески арфы в появлении восхитительной мелодии (лейтмотива юной Шехеразады у скрипок) в заключении сюиты, воссоздают образ наконец-то умиротворённого моря.

     Образ водной стихии издавна привлекал к себе многих великих деятелей культуры и искусства, пробуждал в них творческую фантазию. Среди них выдающиеся художники-маринисты Айвазовский, Лагорио, Боголюбов; поэты Жуковский, Лермонтов, Цветаева; композиторы Даргомыжский, Бородин, Рахманинов, Дебюсси, Чюрлёнис и гениальный композитор Римский-Корсаков — редкий мастер изумительного музыкального морского пейзажа.

   Юлия Джумаева, музыковед, преподаватель Лебапской велаятской специальной школы искусств

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: